Впервые мой предпринимательский дух проснулся, когда я был в девятом классе. Всё получилось совершенно случайно: я зашел в магазин «Военторг» на «Октябрьском Поле», а там на витрине валялись пятидюймовые дискетки с игрой DOOM 2. Это был уже не слишком популярный формат — в тренде были дискеты в 3,5 дюйма. Да и сама игра была оформлена некрасиво: никакой картинки, просто название написано.
Посмотрев на всё это, я предложил магазину что-то изменить. Мне ответили: «Слушай, мальчик, иди сам сделай, и будем продавать». Я купил тысячу дискет, сделал красивую упаковку и принес им двести комплектов игры, каждый по пять дискет. Через два дня всё было продано, и меня попросили принести еще. Так начался мой первый бизнес.
После школы я поступил сразу на второй курс университета, потому что хотелось поскорее получить образование и начать самостоятельно зарабатывать. Я выбрал специальность «финансовый менеджмент», и практически сразу образование стало помогать мне развивать бизнес.
Уже со второго курса у меня была компания «Магазин пластиковых карт», где работали тридцать-сорок человек. В конце 1990-х — начале 2000-х скретч-карты были самым удобным способом пополнить баланс мобильного телефона или счет интернет-провайдера. Практически на каждом шагу можно было купить карту номиналом 5, 10 или 15 долларов. Потом нужно было стереть защитный слой и с помощью специального кода зачислить деньги на счет. Сейчас это кажется странным, но салонов связи тогда было мало. И им приходилось непросто. У бизнеса по продаже скретч-карт была очень низкая маржинальность — на уровне 2–3%, но при этом нужны были большие оборотные средства. Тогда моим инвестором стал отец. Я пришел к нему и сказал: хочу начать свое дело, но требуется колоссальная сумма вложений. Он послушал и спросил: «Ты веришь, что у тебя всё получится?» Я ответил: «Верю». Отец вложил деньги в мой бизнес, и через полгода я вернул всю сумму.
Отец всю жизнь является для меня главным примером. Я хотел стать таким же активным предпринимателем, как он. В 1989 году отец открыл в Москве рекламное агентство BBDO Marketing и руководил им в течение пятнадцати лет. Это было подразделение ведущего мирового агентства и первое рекламное агентство в СССР.
Когда отец вышел из BBDO в 2003 году, мы стали партнерами в моем бизнесе. Колоссальный плюс в работе с отцом — абсолютное доверие. Минус — иногда приходится с ним спорить. Но, во-первых, в спорах рождается истина, а во-вторых, лучше спорить на работе о работе, чем дома о чём-то личном. Впрочем, если раньше в некоторых аспектах у нас было разное видение и мы притирались друг к другу, то сейчас наши взгляды на бизнес почти полностью совпадают.
У меня всегда была мечта: оставить след в истории, как отец. И так получилось, что бизнес, который начинался с продаж скретч-карт в 1999 году, уже через пять лет трансформировался в платежную систему. А в 2013 году компания разместила свои акции на бирже и стала публичной. Я считаю, что этот бизнес достоин войти в историю России, и не только в отрасли финансовых технологий.
Я попробовал себя во многих ролях в жизни. Сейчас я соучредитель и генеральный директор компании «Эвотор» и партнер в нескольких инвестиционных фондах. В «Эвоторе» мы занимаемся развитием онлайн-кассового обслуживания, и уже почти миллион торговых точек работает на нашей платформе. На ближайшие лет десять я поставил себе задачу создать компанию-«единорога» в ритейле, где грядут колоссальные технологические изменения.
У меня было две истории, в которые я не проинвестировал и потом сильно об этом жалел. Первая — «Одноклассники». В 2008 году я три дня думал, стоит ли давать денег, а когда позвонил, чтобы подтвердить сделку, оказалось, что Юрий Мильнер решился быстрее. Второй проект — GetTaxi. В 2011 году казалось безумием, что можно вызвать такcи через мобильное приложение. Денег нужно было немного, но я не поверил в идею. А компания в итоге стала «единорогом».
Мечтать о чём-то большом всегда здорово. Именно так и начинаются большие проекты. Вспомните Ингвара Кампрада: в пять лет он начал продавать спички соседям, а в семнадцать уже основал предприятие, которое сегодня известно нам как бренд IKEA.
У нас уникальная страна, где с разрешения родителей можно стать предпринимателем с четырнадцати лет. Но главное в любой идее — делать то, что нравится самому. Например, моя средняя дочь решила открыть производство слаймов, игрушек-лизунов. Ей десять лет, у нее есть страничка в Instagram. И она занимается производством и упаковкой, сама ходит на почту и отправляет. Достаточно неплохо получается, мы с женой ее всячески поддерживаем.
Или, например, этим летом дочка маркетолога Игоря Манна, которая учится в десятом классе, придумала батончики для перекуса в школах. Родители познакомили ее с производителем похожей продукции, которому стало интересно занять новую нишу. Посмотрим, как проект пойдет дальше.
Еще была история пару лет назад: на встрече с молодыми предпринимателями, где в основном были ребята 18–25 лет, ко мне подошла 12-летняя девочка. Сказала, что она блогер, занимается SMM-продвижением детских брендов и предложила свои услуги. Я взял ее на аутсорс, чтобы она могла заработать деньги и помочь нам с SMM.
Любой стартап начинается с идеи. Дальше нужно создать и протестировать прототип продукта, чтобы понять, будет ли он вообще работать. В большинстве случаев много денег для этого не нужно: достаточно собрать команду из пяти-семи единомышленников и вложить какую-то минимальную сумму, 1000, 3000, 5000 рублей. После этого можно начинать показывать проект: идти к бизнес-ангелам или принимать участие в хакатонах.
Найти инвестора сегодня намного проще, чем десять-пятнадцать лет назад. Практически все, кто занимается инвестициями, есть в Facebook или Instagram. Например, мне каждый день пишут десятки людей в соцсетях, и я читаю их сообщения. Как правило, уже с первого письма становится понятно, захочу я с человеком пообщаться или нет. Кто-то четко формулирует идею и почему она может быть мне интересна, другие рассказывают, как они востребованы и очень заняты, настаивают, что я обязан срочно назначить им встречу именно в следующий вторник. Поэтому еще один совет. Прежде чем обратиться к инвестору, подготовьте питч: сформулируйте всё самое важное и интересное о своем продукте так, чтобы презентация уложилась в три минуты. Ведь сегодня самое ценное — это время.