совместный проект
На главную
На главнуюКонкурс360 градусов. И ни одним меньшеНа Ultra грани ThinkPad X1 Carbon
Интервью
Алина Безуглова 
Марго Лазаренкова
Денис 
Ефремов
Михаил 
Эрман
Владимир 
Пирожков
Андрей 
Романенко
Кейсы
Алёна Никифорова 
и «нефтяной пылесос»
Савва Осипов 
и игровая консоль WOWCube
Костя Петросов 
и энергогенерирующее стекло
Егор Трофимов 
и инновационный танк
Интервью
Может ли школьник стать IT-предпринимателем
Технологических стартапов, созданных школьниками и студентами, множество. Но успешных — единицы. Некогда серийный предприниматель, а сегодня директор бизнес-инкубатора Высшей школы экономики Михаил Эрман объясняет, каких навыков не хватает новичкам, чтобы «выстрелить», и почему надо пробовать себя в бизнесе, даже если учишься в десятом классе.

Один раз к нам в инкубатор пришла группа одиннадцатиклассников с идеей стартапа. Ребята хотели сделать мобильное приложение Neo School, через которое родители с детьми могли бы договориться о взаимных обязательствах. Например, если ребенок будет учиться на пятерки, ему подарят велосипед. Ребята придумали, как эти договоренности фиксировать и формализовать. Они разработали инструмент, с помощью которого родители могли бы отслеживать, как их дети выполняют свою часть сделки, сделали прототип приложения... А потом поступили в университет. И дело заглохло.

Этот пример совершенно типичный. Школьные и студенческие технологические стартапы вообще редко «выстреливают». Бывают, конечно, примеры проектов, которые становятся успешными. Взять хотя бы выпускников нашего инкубатора. Они пришли к нам еще студентами Высшей школы экономики, придумали технологию, позволяющую магазинам обходиться без кассиров. За несколько лет группа студентов превратилась в полноценную компанию, которая получила уже два раунда инвестиций, 20 млн рублей суммарно. И у них не просто прототип, а готовый продукт, с которым компания уже выходит на иностранные рынки.

Но это скорее исключение из правил. В большинстве случаев то, что придумывают совсем молодые люди, оказывается нежизнеспособным. Я сейчас говорю именно о стартапах и проектах с технологической составляющей. Успешных проектов, скажем в ритейле, множество.

Почему в юном возрасте сложно создать IT-бизнес

С одной стороны, у школьников и студентов часто нет мотивации и готовности преодолевать трудности. С другой, им банально не хватает компетенций, чтобы придумать и развить технологический проект. Идея для стартапа, как правило, вырастает из проблемы, которую с помощью своей технологии берутся решить основатели.

Жизненный опыт у школьников и студентов ранних курсов не особо богатый. И проблему, за которую можно было бы взяться, им сложно выделить. Поэтому возникающие идеи довольно поверхностные, простые, неуникальные и в большинстве своем заточенные под B2C.

Часто это стартапы, связанные с коммуникациями (например чат-мессенджеры), общественным питанием или туризмом. Однако практика показывает, что большая часть «выстреливших» стартапов — B2B-проекты, ориентированные на решение проблем бизнеса. Придумать что-то такое школьникам и студентам практически нереально. Они никогда с бизнесом не сталкивались и не знают, что ему нужно.

Еще одна проблема — у юных предпринимателей нет навыков для того, чтобы правильно собрать команду. В теории хороший стартап состоит из человека, отвечающего за продажи и бизнес-процессы, человека, отвечающего за продукт, и человека, отвечающего за привлечение клиентов. Ребята же чаще всего набирают в команду друзей и тех, кто учится с ними в одном классе или группе. Тех, кто обладает такими же компетенциями.

Например, если стартап придумывают студенты, которые учатся на программистов, у них в команде обычно три-четыре разработчика. А остальные позиции не закрыты. И получается перекос. Программисты пилят свою технологию, стараются, бьются над ней. Но они не могут проанализировать, есть ли у рынка потребность в ней, и придумать стратегию продаж. В итоге технология попадает в бесконечный список разработок, которые так и не смогли выйти на рынок. Бывают обратные ситуации, когда технических специалистов в команде нет, а есть одни маркетологи. Для них большая сложность состоит в том, чтобы сделать собственно продукт. А единственный выход — найти деньги и отдать работу на аутсорс. Это тоже тупиковый путь, потому что инвесторы редко дают деньги под такие истории.

НА ULTRA ГРАНИ
THINKPAD X1 CARBON
Как правильно поддерживать юных IT-предпринимателей

Несмотря на все сложности, инкубатор Высшей школы экономики продолжает работать со школьными и студенческими проектами. Да, в подавляющем большинстве случаев мы понимаем, что проект не будет удачным. И честно сообщаем юным основателям о рисках. Стараемся сразу объяснить, что это нелегкий путь. Что если они хотят превратить свою идею в бизнес, им придется потратить на это много сил и времени. Что будет сложно, гораздо спокойнее и денежнее устроиться в какую-то компанию. То есть мы хотим, чтобы у стартаперов не было завышенных ожиданий на старте. Конечно, ребята не показывают, но многие бывают расстроены после нашей беседы. И подозреваю, что на какое-то время это их сбивает с толку.

Но, говоря горькую правду, в то же время мы стараемся их подбодрить и поддержать. Потому что знаем: по жизни они встретят гораздо больше людей, которые будут их демотивировать, чем тех, кто в них поверит. В любом случае первый, пусть даже неуспешный проект — это ценный опыт. Он даст те самые важные компетенции, позволит отработать навыки. Всё это пригодится в будущем, когда юные бизнесмены дозреют до полноценного проекта с коммерческим потенциалом. А такое случается очень часто. Например, один из основателей неполучившегося приложения Neo School, о котором я рассказывал в самом начале, сейчас занимается новым стартапом. И теперь уже подходит к делу серьезно.

конкурс
Получите возможность
реализовать свою мечту
Lenovo 
в соцсетях