совместный проект
На главную
На главнуюКонкурс360 градусов. И ни одним меньшеНа Ultra грани ThinkPad X1 Carbon
Интервью
Алина Безуглова 
Марго Лазаренкова
Денис 
Ефремов
Михаил 
Эрман
Владимир 
Пирожков
Андрей 
Романенко
Кейсы
Алёна Никифорова 
и «нефтяной пылесос»
Савва Осипов 
и игровая консоль WOWCube
Костя Петросов 
и энергогенерирующее стекло
Егор Трофимов 
и инновационный танк
КЕЙСЫ
Без геометрии, химии и физики: как калужские школьники придумали танк
Пока ровесники Егора Трофимова играют в компьютерные игры и осваивают новые «стрелялки», он изучает историю танкостроения, компьютерные программы для моделирования и делает чертежи собственной разработки — инновационного танка Т-101 на платформе «Торнадо». 14-летний школьник из Калуги рассказал, откуда взялось такое увлечение и как о нём узнал министр обороны.

В семье Егора есть традиция: на каждый военный и патриотический праздник смотреть фильм «Офицеры». В этом фильме главного героя зовут Алексей Трофимов, как и отца Егора. Военным он не стал, но кино в семье прижилось, на нём растет уже второе поколение Трофимовых. В семь лет «Офицеров» впервые показали Егору. Он был так впечатлен героем-танкистом, которого по удивительному совпадению тоже звали Егор Трофимов, что с тех пор танки стали его главным увлечением.

«Всё складывалось постепенно. Сначала просто стало любопытно, потом, когда я уже немного разбирался в моделях танков, мы поехали вместе с классом на экскурсию в музей военной техники. Там я впервые вживую увидел танк, смог на него забраться и потрогать металл. Это было особенное чувство, я тогда точно понял, что хочу покопаться в каждой детали, узнать, как это всё работает».

После этого Егор всерьез начал изучать историю танкостроения, ездил с родителями в другие музеи, посещал памятники танкам, много смотрел и читал, вдохновлялся историями героев. Например, своим главным кумиром Егор считает Михаила Кошкина, создателя и первого главного конструктора танка Т-34.

Со временем у школьника начали появляться единомышленники. Егор заразил своим хобби одноклассников. Сначала втроем, а потом впятером они собирались у него дома, обсуждали разные модели, разбирались в их устройстве, делали зарисовки на бумаге.

А потом, примерно полгода спустя, Егор сказал, что они с друзьями изобрели новый танк и назвали его Т-101.

В школе о кружке «юных конструкторов» ничего не знали, а родители Егора признаются, что сначала к таким собраниям серьезно не относились и вообще старались не вмешиваться. Комнату освободить, чай принести и не шуметь — вот всё, что входило в их обязанности.

«Я подробно изучал всё, что уже было сделано, параллельно интересовался новыми технологиями и в какой-то момент понял, что могу предложить что-то новое. Наш танк отличается тем, что он полностью безэкипажный, у него компактный центр управления и более мощное оружие».

По словам Егора, ему хотелось, чтобы увлечение было не просто детской игрой, а чем-то серьезным. В 2016 году он организовал конструкторское бюро — «Калужское КБ транспортного машиностроения», или ККБТМ.

360 ГРАДУСОВ.
И НИ ОДНИМ МЕНЬШЕ.

«Мы не просто называемся КБ, у нас всё устроено как в настоящем конструкторском бюро. У каждого участника свои роли. Я — главный конструктор, есть человек, который отвечает за гражданское направление, есть главный по двигателю, ходовой и вооружению».

Когда появилось бюро, ребята поняли, что рисовать чертежи от руки уже несерьезно. Тут пришлось обратиться за помощью к родителям: те поинтересовались у знакомых конструкторов, с какой программы стоит начать, и установили ребятам на компьютеры «Компас-3D». Те тут же распределили обязанности: кто-то чертил шасси, кто-то отвечал за башню. По словам Егора, в первое время на пару линий мог уйти целый вечер, но потом, когда все возможные ошибки уже были сделаны, наконец стало получаться.

Так школьники почти год сами изучали законы физики и геометрию и занимались разработкой танка. Когда проект был готов, юные конструкторы решили получить профессиональную оценку проекта и показать его коллегам из серьезных бюро. Егор отобрал пять КБ, за работой которых давно следил, и попросил родителей отправить им письма.

Папа Егора признается, что отнесся к задумке со взрослым скепсисом. Но Егор продолжал развивать свою идею. В итоге он нашел контакты всех КБ и перед Новым годом отправил пять писем. В январе Егор получил конверт: там на фирменном бланке было письмо от главного конструктора Уралвагонзавода Андрея Терликова. В нём главный конструктор «Арматы» похвалил ребят за идею. Посоветовал обратить внимание на некоторые технические моменты. Участники ККБТМ последовали советам и через некоторое время направили доработанный проект генеральному директору Уралвагонзавода Александру Потапову. Спустя месяц Егора как руководителя ККБТМ пригласили на завод в Нижний Тагил для встречи с конструкторами Уралвагонзавода.

Ехать или нет, не сомневались. Дождались летних каникул, купили билеты на поезд и отправились в Тагил. Там Егора и его папу ждали: провели экскурсию по городу, музею истории Уралвагонзавода. Школьник побывал даже на главном танковом конвейере страны — в сборочном цехе, из которого сегодня выходят танки Т-72, Т-90, современные «Арматы» и другая бронетанковая техника.

А по пути домой в поезде Нижний Тагил — Москва отцу Егора позвонили и пригласили участвовать в международном военно-техническом форуме «Армия-2018».

Этим событием начались и закончились летние каникулы Егора. После того как бюро приняло приглашение, отдыхать было некогда. Ребята работали каждый день: доводили до ума чертежи, улучшали модели, Егор готовил доклад о проекте. Он тогда еще не знал, что на форуме будет докладывать о своем изобретении Сергею Шойгу, а потом предстоит познакомиться с первыми лицами Уралвагонзавода.

«Эти встречи как яркие вспышки. Конечно, я очень волновался, но держался, потому что был почти на сто процентов уверен: расскажу всё правильно. Я ведь про это изобретение всё знаю».

Останавливаться ребята не планируют. Кроме военного направления, Егор интересуется и гражданским применением разработки.

«Мы хотим сделать что-то полезное, а в какой сфере — не так важно. Хорошо, если применять танки в деле вообще не придется, хотя у страны с такой огромной сухопутной границей они всё равно быть должны. Вообще техника — наукоемкая сфера, а наш танк — это прежде всего платформа, которая может выполнять разные функции. Сейчас, например, мы активно думаем над беспилотной гусеничной пожарной машиной, которая сможет тушить болота, леса, отдаленные деревни».

В этом году школьники записались на курсы по робототехнике, чтобы собрать уже рабочую модель, придумывают новый проект и, конечно, много учатся.

«У нас наконец началась геометрия. Забавно, что "с танком" о многих предметах думаешь уже по-другому. Узнаешь что-то новое и сразу соображаешь, как это можно применить на практике. Хочется, чтобы новый проект был серьезным, таким, который можно будет патентовать, а потом и реализовать».

В будущем Егор хотел бы учиться на конструктора. И, если получится, последовать совету Терликова, который он дал школьнику при встрече на форуме: поступить в один из лучших технических университетов, а потом приехать работать в Нижний Тагил.

«Кому-то может показаться странным хотеть жить и работать так далеко, в таком климате. Но, мне кажется, всё это не проблема, если речь идет о любимом деле, к которому есть интерес. Но пока это всё, конечно, мечты. Мечтать можно ведь вообще о чём угодно. Например, что однажды я сконструирую танк или пожарную машину, которые во время парада в колонне новейшей техники проедут по Красной площади».

конкурс
Получите возможность
реализовать свою мечту
Lenovo 
в соцсетях